Days
Hours
Min
Sec
ONLINE

Что такое Демосцена?

О демосцене

Demoscene — это всемирная некоммерческая сеть творческих людей («сценеров»), участвующих в создании так называемых «demo». Если просто, то demo — это музыкальные клипы, генерирующиеся компьютером в реальном времени, которые показывают, какие графические и звуковые эффекты можно создать, используя весь потенциал данного компьютерного оборудования.

Создание demo программ — это командная работа. И поскольку эти программы часто довольно сложны, приветствуется любая помощь. Каждый «сценер» даёт команде разные навыки. Художники и музыканты создают подходящие произведения, сценарист придумывает идею, программисты собирают все части вместе, чтобы наконец сделать исполняемую программу — demo.

Сценеры вовсе не обязательно должны физически встречаться друг с другом на протяжении всего процесса. Обычно они встречаются в чатах и делятся своими последними работами через Интернет. Большинство сценеров живут в Европе, но вы можете найти их почти повсюду в мире.

Кроме того, также чрезвычайно важно упомянуть, что демосцена не только создает огромное количество «демок», но также создает массу музыки, графики, фотографий, текстовых изображений (ANSI / ASCII Art), видео, интерактивных инсталляций и многих других художественно-культурных артефактов на всевозможных аппаратных платформах на протяжении многих десятилетий.

«По сути, классический медиа-художник спрашивает себя: «Какие технологии мне понадобятся для реализации моей концепции?», в то время как демосценер спрашивает: «Чего я могу достичь с оборудованием, которе уже в моих руках!?»... Их эстетические ценности основаны не на бесконечности цифровой гибкости, а на физических ограничениях компьютерных платформ. Вот почему демосцена — это не идеалистическая проекция технологий будущего, а творческое обуздание существующего оборудования».

Dr. Daniel Botz at chipflip 2009

ЮНЕСКО: Культурное наследие

Демосцена — мировое культурное наследие ЮНЕСКО!

В 2020 году, Финское Министерство образования и культуры включило Демосцену в список национального культурного наследия человечества. Это был первый случай в мировой практике, когда цифровая культура была включена в подобный список. Чуть позже, важность данной культуры подтвердило Министерство культуры и наук Германии. А в конце 2021 года к ним присоединилась ещё и Польша.

Некоторые примеры demo

Demo 2019 года «Eon» от команды The Black Lotus. Работающая на платформе 32-летней давности Amiga 500. Demo-программа, занимающая чуть более полутора мегабайт памяти (а точнее два 800кб диска) генерирует почти 6 минутный фильм, с отличным аудиовизуальным lo-fi дизайном, отличным саундтреком и стильными визуальными эффектами.

Больше информации https://www.pouet.net/prod.php?which=81094

Команда «CNCD Fairlight» на демосцене известна своим визуальным стилем и дизайнерским мастерством. Одна из последних их работ «Number One / Another One», выиграла демо-конкурс на Assembly 2018. Программа занимает 118 мегабайт и работая в реальном времени на современном PC / Windows, выводит 5-ти минутный Full HD видеоряд с музыкальным сопровождением.

Больше информации https://www.pouet.net/prod.php?which=77399

Греческая группа Andromeda Software Development (ASD) с их потрясающими работами выиграла множество фестивалей. Данная работа под названием «Metamorpohosis», опубликованная в 2008 году, представляя собой свежий на тот момент взгляд, решается отойти от популярного 3D стиля. Занимает всего 10 мегабайт, выдаёт 4 минуты FullHD видео с музыкальным сопровождением. работает на современном PC / Windows.

Больше информации: https://www.pouet.net/prod.php?which=50127

Демосценеры со всего мира создают множество демо, видео, музыки, визуальных эффектов и других видов искусства в реальном времени, и невозможно представить их все вкратце. Вот ещё небольшая часть примеров:

Информация о демосцене из wiki

Демосцена (англ. demoscene) — киберкультура, зародившаяся в конце 1970-х годов вместе с распространением первых домашних компьютеров. Это направление компьютерного искусства, главной особенностью которого является выстраивание сюжетного видеоряда, создаваемого в реальном времени компьютером, по принципу работы компьютерных игр. Таким образом, демо является симбиозом программирования и искусства.

Этимология

В ранних синтезаторах имелась специальная кнопка «demo» или «demonstration», при нажатии которой запускалась демонстрационная композиция (англ. demo song). Фирмы-изготовители синтезаторов рассчитывали на то, что в музыкальном магазине покупатели подойдут к рядам продаваемых синтезаторов и выберут тот, который звучит лучше, а стоит дешевле. Покупатель же после приобретения и некоторого опыта использования понимал, что добиться такого же уровня звучания ему не удаётся. Это объяснялось тем, что производитель в конкурентной борьбе шёл на некоторые хитрости, например, специально для демонстрационной композиции переключение между инструментами происходило с молниеносной скоростью, или добавлялся авто-аккомпанемент поверх основной мелодии, или использовались эффекты полифонии и др. В итоге, demo-song звучит ярко, богато и впечатляюще. В сущности, в этом и есть изначальный смысл демо: впечатлить зрителя и преувеличить реальные возможности устройства.

Общество заметило сцену в её расцвете — в начале 90-х. В тот момент не было какого-то определения, поэтому в разговорной речи к демосцене обращались как: «компьютерный андеграунд», «виртуальное что-нибудь», «какое-то хакерство». Но, со временем укрепилось слово «сцена», которое отражает характер происходящих событий, так как состязания культурного и творческого характера приписывают, как правило, «сцене».

История

Домашние компьютеры 1980-х позволяли работать с достаточно сложной графикой, более-менее качественным звуковым сопровождением, благодаря чему возрос спрос на компьютерные игры, реализующие мультимедийные возможности. Первые признаки зарождения демосцены как андеграунд-культуры были реализованы в коротких интро к электронным журналам или взломанным компьютерным играм, содержащих логотип или никнейм авторов интро и выжимающих максимум из возможностей компьютера, причём, чем меньший объём занимала программа, тем было лучше и престижнее.

Демосцена возникла в начале 1980-х на базе первых графических 8-битных микрокомпьютеров ZX Spectrum и Commodore 64, но позже распространилась и на более новые модели, в первую очередь, Amiga и IBM PC.

Классическая демосцена была призвана продемонстрировать возможности компьютера и заставить его выполнять несвойственные (на тот период) задачи. Например, просчёт различных эффектов с точной привязкой к музыке в реальном времени был осуществлён на платформе Amiga ещё до 1990 года. Среди работ демосцены во время её развития можно выделить «9 Fingers» группы Spaceballs, Second Reality группы Future Crew и многие другие. С 1998 года основным направлением развития демосцены стала трёхмерная графика и сюжетные 3D работы.

Фильм «Moleman 2: Демосцена — Искусство алгоритмов»

Ресурсы о демосцене

[RU] Прекрасная статья о демосцене на Хабре, написанная frog’ом, организатором одной из первых demoparty в Роcсии: https://habr.com/ru/post/573926/

[RU] Российские ресурсы: https://hype.retroscene.org и http://demoscene.ru

[RU] Разработка демо для NES https://habr.com/ru/post/474960/

[RU] Алгоритмическая симфония из одной строчки кода https://xakep.ru/2011/10/04/57140/

[EN] Общая информация о демосцене, ее концепциях и влиянии: https://en.wikipedia.org/wiki/Demoscene

[EN] Мировые сообщества демосцены: https://pouet.net и https://demozoo.org

[EN] Основной архив со всеми демонстрациями и артефактами в загружаемом виде: https://files.scene.org/

[EN] Сайт с календарём всех мировых demoparty: https://www.demoparty.net/

[EN, FI, GE] Список научных работ по демосцене: http://www.kameli.net/demoresearch2/?page_id=4

Другие Demoparty

Крупнейшие демопати в мире — это Revision (Германия) и Assembly (Финляндия). Основная масса фестивалей проводится в Европе, например Deadline (Германия), Gubbdata (Швеция), Function (Венгрия), Outline (Нидерланды), Xenium, Speccy.pl (Польша) и других. Но так же свои фестивали имеются во многих странах мира — TokyoDemoFest (Япония),  MagFest (США), Inércia Demoparty (Португалия), Solskogen (Норвегия)…

В России, помимо CAFePARTY, наиболее известны: Демодуляция — ретро-фестиваль от Яндекс.Музея (Москва), DiHalt (Нижний Новгород), Chaos Construction (Санкт-Петербург) и Мультиматограф (Вологда).

С актуальным список грядущих фестивалей искусства демосцены всегда можно ознакомиться на сайте demoparty.net